8D05301 — Физика

Шифр — наименование специальности:

8D05301 — «Физика»

Прохождение аккредитации (год прохождения, период прохождения):

Срок обучения:

3 года

Присуждаемая степень:

Доктор философии (PhD) по образовательной программе 8D05301 — «Физика»

Паспорт образовательной программы по образовательной программе «8D05301 — Физика»

Область профессиональной деятельности выпускника

Область профессиональной деятельности выпускника докторантуры включает:

  • научно-исследовательскую деятельность в областях, использующих математические методы и компьютерные технологии;
  • решение различных задач с использованием математического моделирования процессов и объектов и программного обеспечения;
  • разработку эффективных методов решения задач естествознания и техники;
  • программно-информационное обеспечение научной, исследовательской и управленческой деятельности;
  • преподавание физических дисциплин.

Объекты профессиональной деятельности выпускника

Объектами профессиональной деятельности выпускникадокторантуры являются: научно-исследовательские организации, организации образования и управления.

Виды профессиональной деятельности выпускника

Выпускник докторантуры готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская;
  • производственно-технологическая;
  • организационно-управленческая;
  • образовательная (педагогическая).

Выпускники докторантуры  могут осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с полученной фундаментальной и специализированной подготовкой по специальности в должности:

  • специалиста, ведущего специалиста, ведущего физика;
  • научного сотрудника в научно-исследовательских институтах и центрах;
  • преподавателя физики в высших учебных заведениях Республики Казахстан;
  • преподавателя физики, физики и информатики в средних профессиональных учебных заведениях, средних школах, лицеях и гимназиях.

Задачи профессиональной деятельности выпускника

Выпускник докторантуры должен быть подготовлен к решению следующих задач в соответствии с видом профессиональной деятельности:

  1. научно-исследовательская деятельность:
  • применение методов физического и алгоритмического моделирования при изучении реальных процессов и объектов с целью нахождения эффективных решений общенаучных, организационных и прикладных задач широкого профиля;
  • анализ и обобщение результатов научно-исследовательских работ в области физики с использованием современных достижений науки и техники, передового отечественного и зарубежного опыта;
  • подготовка и проведение конференций, семинаров, симпозиумов;
  • подготовка и редактирование научных публикаций;
  1. производственно-технологическая деятельность:
  • применение фундаментальных физических знаний и творческих навыков для быстрой адаптации к новым задачам, возникающим в процессе развития вычислительной техники и математических методов, к росту сложности математических моделей и алгоритмов, к необходимости быстрого принятия решения в новых ситуациях;
  • использование современной вычислительной техники и программного обеспечения;
  • накопление, анализ и систематизация требуемой информации с использованием современных методов автоматизированного сбора и обработки информации;
  • разработка нормативных и методологических документов и участие в определение стратегии развития корпоративной сети;
  1. организационно-управленческая деятельность:
  • организация работы научно-исследовательских групп;
  • применение научных достижений для прогнозирования результатов деятельности, количественной и качественной оценки результатов принимаемых решений;
  1. преподавательская деятельность:
  • чтение лекций, проведение семинаров и другие реформы образовательного процесса в конкретной области физики.

Ключевые компетенции выпускника докторантуры,  формируемые в результате освоения ОП   

Общепрофессиональные компетенции (ОПК):

  • способностью использовать в профессиональной деятельности базовые естественнонаучные знания, включая знания о предмете и объектах изучения, методах исследования, современных концепциях, достижениях и ограничениях естественных наук (ОПК-1);
  • расширить свободное владение английским языком, необходимое для написания научных статей, чтения иностранной научной литературы, участия в международных конференциях (ОПК-2);
  • организовывать и проводить научно-исследовательскую работу, обрабатывать и оценивать результаты научно-исследовательской работы, обобщать и делать выводы по результатам научно-исследовательской работы, распознать суть исследовательских явлений  (ОПК-3);
  • демонстрировать умение создавать и интерпретировать новые знания путем проведения качественного оригинального научного исследования, которое соответствует требованиям экспертной оценки в области физики (ОПК-4);
  • углубить умения работать с современной зарубежной и отечественной научной литературой и давать собственную оценку описываемым физическим явлениям (ОПК-5);
  • развить способность вносить вклад с развитие новейших направлений физической науки за счет оригинального научного исследования (ОПК-6);

Предметные компетенции К):

  • способность использовать специализированные знания в области физики для освоения профильных физических дисциплин (ПК-1);
  • сформировать способность вносить вклад в разитие новейших направлений теоретической физики и физики конденсированного состояния (ПК-2);
  • способностью пользоваться современными методами обработки, анализа и синтеза физической информации в избранной области физических исследований (ПК-3);
  • способность проводить научные исследования в избранной области экспериментальных и (или) теоретических физических исследований с помощью современной приборной базы (в том числе сложного физического оборудования) и информационных технологий с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-4);
  • обладать умением проектирования и постановки теоретических и прикладных задач в области научной и научно-педагогической деятельности, проведения экспертизы научных проектов и исследований (ПК-5).

Сфера профессиональной деятельности:

Образование и наука

Объекты профессиональной деятельности:

Вузы и научно-исследовательские организации, органы системы государственного административного управления, государственные и негосударственные учреждения науки и образования, промышленное производство, проектные, технологические и конструкторские организации и т.п.

Предмет профессиональной деятельности:

Организация обучения и воспитания обучающихся с использованием инновационных методов и средств, организация исследовательской деятельности студента или магистранта в рамках образовательного процесса.

Виды профессиональной деятельности:

Образовательная, научно-исследовательская, экспериментально-исследовательская, организационно-управленческая, учебно-технологическая, административно-управленческая.

Базы практик и стажировок:

Витаустас Магнус университет, Литва; Гданьский университет, Польша; Башкирский гос. университет, Россия; Университет Сакария, Турция; Саратовский государственный технический университет им. Ю. Гагарина, Россия; Гродненский государственный университет имени Я. Купалы, Беларусь;Институт физики Тартуского университета, Эстония.